Свобода творчества и свобода выбора – отражения Чехии в Тель-Авиве.

Сентябрь 27, 2011

litvak.jpgЧешские художники преодолели границу между высоким и прикладным искусством и принесли чешскому стеклоделию славу и всемирное признание. 15 ведущих художников по стеклу из Чехии представляют более 60 работ неисчерпаемой фантазии в тель-авивской галерее стекла “Литвак” на выставке “Свобода творить – чешская школа стекла”, открывшейся 8 сентября (дата закрытия выставки – 31 декабря).

Стекло - один из самых удивительных материалов, созданных человеком, хрупкое и прочное - как и сама жизнь. Рассматривая изделия из стекла, удивляешься глубине, изысканной геометрии, игре граней, четкости и совершенству, простоте материала и двуличной метафоричности изделий. Чешское стекло знакомое многим по прежней - еще советской жизни – вызывает множество ассоциацией: от витых бокалов богемского хрусталя до красно-золотых ваз, от литых в стекле скульптур до книг Милана Кундеры, от чешского художественного подполья до философии свободы творчества. С художниками по стеклу коммунистические власти не особо боролись и не утруждали себя цензурой ни формы, ни содержания стеклянных прозрачных пространств, считая, что стекло – это нечто функциональное, декоративное, и потому – режиму не страшное. В стекле художнику не выразить чаяния свободы – только что-нибудь утилитарное, так что благодаря парадоксам реальности и попустительству коммунистического мышления художественное стекло в Чехии цвело до 1989 года и еще более расцвело после бархатной революции.

litvak2.jpg

В коммунистической Чехословакии с ее цензурой и режимом искусство было в неком загоне, если не прославляло партию. Не так как в Советском Союзе: за рассказ или картину не сажали, но полной свободы творчества не существовало. Многие чешские художники и скульптуры отказались от холста и глины и, заодно, от соц. реализма, и начали работать со стеклом, развивая технологии, сочетая цвета, и пряча надежды и страхи в глубинах этого древнего материала. В этом описании краски сгущены, искусство рассветало и за железным занавесом, но именно в Чехословакии и именно художникам по стеклу удалось наиболее дистанцироваться от властей. За блеском отражающих поверхностей было не разглядеть намеков и подоплек, а тем временем художественное стекло в Чехии выросло до масштабов монументальных скульптур (в буквальном смысле слова) и стало образцом жанра во всем мире, сохранив традиции чешского и богемского стекла. Так что сила чешского стекла не только в стремление к свободе, в роскоши и престиже изделий, но и в природных ресурсах страны, и во многих поколениях мастеров, живших в нескольких областях Чехии.

После падения коммунистического режима в Чехию потянулись художники со всего мира: учиться, использовать редкое оборудование, технологии и возможности чешского “стеклянного” цеха.

Именно поэтому на выставке в “Литваке”, помимо самих художественных изделий, представлены видео-инсталляции, воспроизводящие этапы производства стекла, начиная от первичной обработки песка и до окончательной шлифовки стеклянной скульптуры или живописи в стекле. Потому как работы чешских художников можно считать и картинами и абстракциями, и инсталляциями, и супер-модерном и славным прошлым Богемии и стеклянными иллюстрациями влияния трех основных школ чешского стекла: скульптур из литого стекла, росписи и резьбы по стеклу и художественных произведений из оптического стекла.

Литое стекло на выставке представлено работами профессора Станислава Либенского и его учеников по Пражской академии. Сам Либенски (умерший в 2002 году) учился у легендарного мастера Йозефа Каплицкого, доказавшего и не раз, что стекло может быть более выразительным, чем декоративным.

Изделия из оптического стекла в первую очередь ассоциируются с минималистическими геометрическими работами Вацлава Циглера, чья выставка проходила в галерее “Литвак” в прошлом году.

Работы третьей школы – это изделия, где используются роспись и гравировка по стеклу. Йозеф Каплицки не раз говорил, что в любом обработанном стекле есть уникальные выразительные возможности художественного творчества. Он установил определенные критерии художественного качества, основанные на соотношениях между современной архитектурой и традиционными видами искусств, без тех рамок, что накладывают прикладные жанры.

Выставка “Свобода творить – чешская школа стекла” - наиболее репрезентативная выставка чешского стекла последних лет за пределами Чехии. На ней представлены работы Вацлава Циглера, Бомахила Элиаша, Станислава Либенского, Машака Вацлава, архитектора Даны Замечниковой, Марианы Вольраб, Владимира Копецки, Ярослава Матуса, Ярины Зертовой, Яромира Рыбака, Зоры Паловой, Степана Пала, Гизелы Шабоковой, Владимиры Клумперы, Яна Экснара. Все участники выставки – люди старше 45 лет (Станислава Либенского уже не в живых).

“Литвак” - единственная израильская частная галерея художественного стекла - открылась в Тель-Авиве в декабре 2009 года и постоянно представляет в Израиле и в других странах 35 мастеров стекла международного класса, среди которых Дейл Чиули, Бертиль Валлин, Питер Бремерс, Энн Вольф, Лючи Бубакко, Ричард Жюли, Давид Сальвадоре, Ховард Бен Тре, Уильям Морис, Юлиус Вайланд, Борис Шпейзман, Алекс Арбель и другие. За два с половиной года в галерее побывало более 200.000 посетителей, из которых 110.000 привлекла выставка работ Дейла Чихули.

Сайты галереи:
http://www.litvak.com
http://litvakgallery.co.il

Кураторы выставки – владелец галереи Мули Литвак и Иво Крен – постоянный куратор коллекции стекла в Западно-Богемском музее в Пардубице в Чехии (http://www.vcm.cz/virtual/ceske-sklo.html).

Источник: Информационное агентство Курсор.


Похожие новости:


Поделиться новостью:Версия для печати:

Печать Печать


Сохраните ссылку на эту страницу:
QR Code: Свобода творчества и свобода выбора – отражения Чехии в Тель-Авиве.
Вы можете сохранить ссылку на эту новость в своем мобильном устройстве. Большинство современных мобильных устройств имеют либо встроенный сканер, либо поддерживают программы для сканирования QR-кода.
  • Интересные факты

    Стекло появилось более 5 тысяч лет назад в Египте.
  • Рекламные статьи